Повышение квалификации педагогических работников – это целенаправленный процесс, ориентированный на постоянное совершенствование профессионализма, развитие мастерства и формирование новых навыков педагогической деятельности.
От качества деятельности педагога, его квалификации, навыков креативного мышления зависит эффективность процесса организации педагогической работы и качество образования учащихся. Это обуславливает необходимость постоянного повышения квалификационного уровня педагогов. Повышение квалификации представляет собой с одной стороны процесс, а с другой – результат образовательного процесса. Профессиональное обучение педагога входит в систему образования страны, предоставляя возможности реализации права на непрерывное образование, которое можно получать в течение всей жизни, независимо от пола и возраста. Квалификационные курсы можно пройти при наличии конкретного уровня образования.
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Квалификация работника – это степень развития знаний, навыков и умений личности, ее профессиональной компетенции, отражающей способности выполнения конкретного вида профессиональной деятельности.
Целевым назначением повышения квалификации работников является:
-развитие профессиональной компетенции;
-развитие навыков применения инновационных средств в организации педагогического процесса;
-обновление и расширение объема теоретических и практических знаний в той или иной предметной области преподавания;
-создание условий, обеспечивающих структурную целостность педагогической деятельности всего педагогического состава учебного заведения и образовательной системы в целом;
-знакомство с новшествами, инновациями методик и форм обучения, применение прогрессивных технологий в образовательной сфере;
-развитие навыков моделирования.
Каждая цель повышения квалификации призвана повысить качество обучения и перевести систему образования на новый уровень развития. Постановка целей определяет задачи, необходимые для их достижения:
- Проведение мероприятий по совершенствованию педагогического мастерства, путем введения новых методов и технологий в педагогический процесс.
- Внедрение новых научных достижений в теорию и практику педагогической работы.
- Индивидуальный подход к обучению педагогов, реализации их творческого потенциала.
- Разработка методических пособий и инструктажа для формирования новых научных знаний и реализации в полном объеме персональных творческих замыслов педагогов.
Виды и формы повышения квалификации
Любая образовательная организация заинтересована в постоянном обучении своих сотрудников. Педагогический состав, его мастерство и возможности должны непрерывно развиваться и обновляться. Повышение квалификации педагогов носит плановый характер. В основном, квалификация повышается раз в пять лет, но существуют и иные случаи, требующие дополнительного обучения.
Образовательная организация планирует повышении квалификации своих работников, путем составления графика, в котором прописываются сроки и виды обучения, на которое отправится тот или иной сотрудник.
Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:
- Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.
- Форма организованного стороннего профессионального обучения.
При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:
- Стажировки.
- Краткосрочных курсов – до 72 часов.
- Долгосрочных курсов – свыше 72 часов.
- Дистанционных курсов, удаленного обучения.
- Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).